Полиция Российской Федерации: состав и полномочия

4
1043

Реализация принципа общественного доверия и поддержки граждан в деятельности полиции в Российской Федерации.

В девятой статье федерального закона № 03-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» впервые в истории отечественного законотворчества раскрывается содержание такой новеллы как принцип деятельности полицейских структур, основанный на общественном доверии и поддержке граждан. В предыдущем Законе о милиции 1991 года, был закреплён лишь близкий принцип, в соответствии с которым строилась деятельность милиции – принцип гуманизма.

Содержание принципа общественного доверия в работе российской полиции

В вышеуказанной статье закона о полиции указано, что полиция, осуществляя свою деятельность должна стремиться обеспечить  доверие со стороны всего российского общества к себе и заручиться поддержкой граждан. Для этого необходимо, чтобы все действия сотрудников полиции в процессе осуществления ими своих должностных обязанностей были бы полностью обоснованными, законными и понятными для людей.

Немаловажно, что именно на полицейские структуры возложена обязанность в случаях нарушения самими полицейскими прав граждан или организаций принимать все возможные меры в рамках своих полномочий и компетенций для незамедлительного восстановления этих прав. При возникновении подобных нарушений, полицейские сами должны принести извинения человеку или организации, права которых были нарушены, учитывая при этом пожелания гражданина.

Устанавливается обязанность публичного опровержения сведений, которые порочат честное имя, достоинство или деловую репутацию человека, в случаях, если они были разглашены сотрудниками полиции. В этом случае основанием для опровержения будет не только решение суда о признании подобных сведений не соответствующих действительности, как это было ранее, но и решение следователей, органа дознания или полиции.

Реализация принципа поддержки гражданами работы полиции

Механизм реализации принципа общественного доверия и поддержи со стороны граждан работы полиции можно обозначить следующими мероприятиями, возложенными законом на российские подразделения внутренних дел.

Во-первых, МВД России, как федеральный исполнительный орган власти, обязано на постоянной основе проводить мониторинг общественного мнения о работе полиции, а также проводить мониторинги различного уровня взаимодействия полиции с общественными организациями, политическими партиями, религиозными концессиями и т.д. Результаты этих исследований, по рекомендации законодателей, должны регулярно доводиться до сведения не только федеральных и муниципальных органов власти, но и до широкого круга граждан через средства массовой информации или посредством сети Интернет.

Во-вторых, законодательно закреплено, что основным критериев оценки деятельности и выполнения функциональных обязанностей полицией является общественное мнение.

В-третьих, для создания и укрепления связей полиции с различными организациями, при федеральном органе внутренних дел (МВД России) и при всех территориальных органах (ГУ(У) МВД России) формируются Общественные советы.

В-четвёртых, одним из немаловажных факторов, направленных на повышение общественного доверия и поддержки населения, является закрепление в законе целого комплекса антикоррупционных мер и ужесточение требований, предъявляемых к кандидатам на службу в полиции.

Общественные советы как основной элемент реализации принципа общественного доверия к полиции

Создаваемые повсеместно Общественные советы при территориальных и муниципальных отделах полиции, обязаны обеспечить согласованное взаимодействие и защитить интересы граждан страны, властных структур различного уровня, общественных, правозащитных, религиозных организаций при решении вопросов, связанных с деятельностью полиции.

Законодателями определены основные направления работы Общественных советов:

1. Вовлечение широкого круга граждан и различных общественных образований в реализацию государственной политики в области охраны общественного правопорядка, для эффективного обеспечения безопасности государства и общества, для активного противодействия преступности;

2. Активное участие Общественных советов всех уровней в разработке и обсуждении законопроектов, концепций и программ, связанных с решением важнейших вопросов, возникающих в работе полиции;

3. Общественные советы вправе проводить различные экспертизы законопроектов и других нормативных и правовых актов, связанных или влияющих на работу полиции;

4. В СМИ Советы имеют право открыто и без каких-либо ограничений, обсуждать все вопросы, касающиеся деятельности полиции.

5. Самым важным направлением работы следует считать возможность осуществления общественного контроля за деятельностью сотрудников полиции.

Формирование Общественных советов должно проходить исключительно на основе добровольного участия граждан РФ, в них так же могут входить представители общественных организаций. Правила и порядок создания и работы Общественных советов при полиции законодателем отнесён к полномочиям Президента РФ. Весной 2011 года Президентом был подписан Указ «Об общественных советах при МВД РФ и его территориальных органах». В нём закреплён правовой статус общественных советов при полиции, как совещательного органа, решения которого будут носить рекомендательный характер.

Проблема обеспечения доверия со стороны российского общества и поддержка гражданами правоохранительной деятельности полиции, как основы всех органов внутренних дел страны, продолжает оставаться актуальной и на современном этапе развития и реформирования правоохранительной системы России. В сложившихся условиях прогрессивно развивающегося общества, в условиях образования правового государства, в своей повседневной работе полиция должна опираться на такой основополагающий и базовый принцип, как открытость. И именно Общественные советы, которые созданы и эффективно работают при всех территориальных органах МВД, делают работу полиции открытой и понятной для широких слоёв населения, помогают обеспечивать охрану общественной безопасности и выполнять служебные обязанности всем сотрудникам правоохранительной системы в каждом городе и районе. Именно помощь со стороны населения позволит построить наиболее эффективную и работоспособную систему по охране общественного порядка и противодействия преступности.

Тесное и плодотворное взаимодействие, партнёрские взаимные открытые отношения полиции со средствами массовой информации, различными институтами гражданского общества, со всеми гражданами, сознание на всех уровнях Общественных советов, несомненно, приведёт к формированию атмосферы доверия к работе полиции со стороны самых широких слоёв населения. Позволит в короткие сроки сформировать позитивное общественное мнение и позитивный образ сотрудника полиции, что в итоге приведёт к повышению уровня оперативно-служебной деятельности полиции и органов внутренних дел в целом и повысит престиж службы в полиции.

Полиция Российской Федерации: состав и полномочия.

Полиция является основополагающей частью единой унитарной системы МВД РФ. В соответствии с российским законодательством, полиция включена в систему органов внутренних дел и представляет собой исполнительную власть. Общее руководство работой полиции, в рамках своих компетенций, осуществляют Президент России самостоятельно или через профильного министра, руководство органов МВД на определённых территориях и начальники различных подразделений полиции. Именно эти должностные лица несут ответственность за исполнение возложенных законом на полицию обязанностей.

Задачи российской полиции

Задачи полиции как органа государственной исполнительной власти определены в федеральном законе «О полиции». В соответствии со статьями третьей главы этого закона, основное предназначение полиции в нашей стране – это охрана и защита всех конституционных прав и свобод, защита жизни и здоровья граждан, их имущества; противодействие всем видам преступности; защита интересов государства и общества от преступных посягательств; защита общественной безопасности и охрана общественного правопорядка. Для этого полиция наделяется правом применения определённых принудительных мер в пределах, определённых федеральным законодательством.

Федеральным законом определены основные задачи и обязанности, возложенные на полицию. К ним можно отнести: обеспечение условий безопасной жизнедеятельности граждан; предупреждение и пресечение преступлений уголовного права и правонарушений административного характера; выявление и раскрытие преступных деяний; охрана и обеспечение общественной безопасности; защита всех форм собственности и имущества; оказание содействия гражданам в защите их законных прав и свобод.

Структура полиции в системе МВД России

Единая централизованная система органов внутренних дел состоит из: территориальных подразделений МВД, в том числе и полиции; внутренних войск; специальных структур, осуществляющих полномочия и решающих некоторые задачи, возложенные законодательством на МВД РФ.

В этой системе можно выделить следующие видовые подразделения:

1. Российское Министерство внутренних дел – централизованный федеральный управленческий орган, подчинённый непосредственно напрямую Президенту РФ и осуществляющий общее руководство всеми нижестоящими структурными подразделениями;

2. Подразделения Министерства – это департаменты, главные управления и управления, непосредственно осуществляющие руководство нижестоящими подразделениями в пределах своих функциональных полномочий и обязанностей;

3. Отделы МВД РФ, являющиеся основными руководящими территориальными подразделениями и обеспечивающие соблюдение законности и правопорядка в пределах своих компетенций на конкретной административной территории;

4. Отделы (отделения) полиции – это отдельные территориальные небольшие по своему численному составу подразделения в составе отделов, управлений (главных управлений) МВД РФ;

5. Кроме этих основных структурных подразделений, в составе полиции находятся Государственная автомобильная инспекция (ГАИ, ГИБДД), участковые уполномоченные полиции, спецотряды быстрого реагирования (СОБРы), отряды особого назначения (ОМОНы), экологические отделы полиции в некоторых регионах страны.

Все эти полицейские подразделения осуществляют свою работу в непосредственном контакте с исполнительными органами федерального уровня, органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и различными общественными организациями (объединениями). Практически при всех подразделениях МВД РФ на местах действуют общественные советы, которые формируются и функционируют в порядке, устанавливаемом Президентом России.

Полномочия и обязанности полиции в современной России

Основными полномочиями и главными направлениями деятельности российской полиции являются:

— защита человека и личности, охрана общественных отношений и интересов государства от противозаконных посягательств;

— своевременное выявление и качественное раскрытие преступлений, работа в рамках дознания по уголовному или административному делу;

— розыск лиц, причастных к совершению противоправных деяний;

— профилактика, предупреждение  и пресечение любых правонарушений;

— производство по делам об административных правонарушениях и исполнение по наказаниям;

— обеспечение правого порядка на улицах и общественных местах;

— контролирование соблюдения нормативного законодательства, связанного с оборотом оружия, с детективной деятельностью и частной охранной деятельностью;

— обеспечение безопасного движения на дорогах;

— экспертно-криминалистическая деятельность;

— защита от имени государства участников судопроизводства и т.д.

Законодательством на полицию возложены такие обязанности как:

1) принимать заявления о готовящихся или уже произошедших уголовных преступлениях, об административных нарушениях, о различных происшествиях и регистрировать их;

2) своевременно прибывать на место совершения преступления, правонарушения (место происшествия), производить документирование всех обстоятельств произошедшего, обеспечивать сохранность следов и улик совершения преступления или правонарушения, по обстановке пресекать на месте возможные противозаконные деяния и угрозы безопасности;

3) оказывать всевозможную помощь пострадавшим гражданам и лицам, которые находятся в угрожающем для их здоровья или жизни состоянии;

4) определять причины и источники правонарушений, принимать различные меры по их устранению, активно участвовать в профилактике и пропаганде нормативно-правовых познаний;

5) обеспечивать безопасное состояние людей и охранять общественный порядок на улицах, общественных местах и местах проведения мероприятий с большим скоплением людей;

6) принимать своевременные меры по спасению людей при чрезвычайных ситуациях, содействовать в работе спасательных служб;

7) в чётком соответствии с нормами УПК РФ, возбуждать, находящиеся в их подследственности, уголовные дела, проводить по ним дознание или все необходимые следственные действия в рамках предварительного расследования;

8) в рамках своих компетенций исполнять решения суда (судьи), выполнять поручения следователей, органов дознания, самостоятельно проводить розыскные мероприятия, задерживать подозреваемых и обвиняемых;

9) осуществлять розыскную и оперативную деятельность для своевременного выявления, раскрытия и пресечения любых противоправных деяний, их предупреждения;

10) пресекать правонарушения и осуществлять производство по административным делам в рамках Кодекса об административных правонарушениях РФ;

11)производить розыскные мероприятия в отношении граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений или правонарушений.

Российская Конституция закрепляет за государством обязанность по защите прав и свобод любого гражданина и человека. В решении этой задачи государства главная роль отводится всем структурам МВД и, в том числе и полиции. Среди основных задач, возложенных законодателями на полицию в современной России, можно выделить такие как: защита жизни граждан, их прав и свобод; противодействие преступности; защита государства и граждан от любых противоправных посягательств; обеспечение и охрана общественной безопасности и правопорядка; оказание содействия в функционировании государственных и муниципальных органов власти любого уровня, оказание помощи в работе различных общественных организаций. Правовые полномочия полиции могут быть реализованы только в границах и рамках ее предназначения. Возложенные законами на неё задачи, полиция может реализовать только путем осуществления ею законной и правомерной деятельности.

 

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Познавательная статья. Спасибо. Открыл для себя некоторые важные моменты.

  2. А если сама полиция нарушает права и свободы человека, куда в таких случаях нужно обращаться?

    • В данном случае можно обратиться в службу собственной безопасности или подать заявление в прокуратуру

  3. Интересно. Довольно большая система с разными подразделениями. Даже не думала…

Comments are closed.