Метафизическая концепция Ж. Дериды

0
87

Метафизическая концепция Ж. Дериды

Ж. Дерида, который сумел сопоставить два основные оппозиционные дискурса середины ХХ в. — структурализм и феноменологию, — бросил вызов всем коммуникационным моделям языка, которые берут в скобки операцию опосредствования обозначителя и привязывают значение к определенной цели. В своей модели, которую он назвал «метафизикой присутствия», Дерида структурировал бытие по направлениям свойств (название или определение — как свойство человека, значение — как свойство языка, субъективность — как свойство самого проявления), актуальностей (компетентности, знания правил «правильной» лингвистической деятельности») и чистоты (освобождение значения от любой контаминации).

Согласно этой модели, правовые обозначаемые (теории, факты, события, явления — все, что может быть объектом определения) должны характеризоваться своими свойствами, уместностью и аконтиминационностью (чистотой). В этом контексте определение — это основное свойство законодателей, значение — свойство каждого термино-понятия, письменное воспроизводство — свойство обозначителя, субъективность — свойство единичного в праве, объективность — свойство общего в правовой действительности, организованность — свойство правовой системы и т. д.

Уместность правовых обозначаемых заключается в учете их контекстуальности (зависимости от социо-исторических условий), компетентности (осведомленности с правовой ситуацией и возможность адаптации ко всем ее нюансам), компетенции (полномочия эпизодически представлять правовую действительность), приемлемости (признание правовым сообществом как таковых, что отвечают его требованиям), необходимости (объективной закономерной связи между явлениями сферы правоотношений) и др. А вот касательно аконтиминационности правовых обозначаемых возникает сомнение: с одной стороны, каждое отдельное обозначаемое должно оставаться «чистым», не приобретая признаков другого обозначаемого, чтобы сохранить свое сущностное значение; а с другой — пребывание в тесном взаимодействии со всеми обозначаемыми (это основа системности права) не может сделать невозможным процесс конвергенции, приобретения подобных признаков в результате пребывания в одном правовом пространстве и приспособления к этим одинаковым условиям.
Придерживаясь метафизической концепции Ж. Дериды, право как совокупность обобщенных понятий, которые воспроизводят конкретные правовые явления, можно назвать «белой мифологией», символическим языком, который искусственно образован через потерю естественности и приобретение абстрактности. Но в этом и заключается ценность права: не конкретизируя правовые обозначаемые, обозначители в то же время касаются всех социальных субъектов в целом, то есть они считаются универсальными.