Гарантия прав на жилище в Советском союзе. Граждане СССР имеют право на жилище

0
571

Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 44 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик.

Ни одна страна в мире не знает такого огромного размаха, таких темпов строительства жилья, как наше государство — государство развитого социализма. Коммунистическая партия и Советское государство считают этот вопрос одним из важнейших и уделяют ему особое внимание, планомерно проводя в жизнь широкую программу жилищного строительства.

Вся наша страна—это гигантская, невиданных размеров строительная площадка. За годы Советской власти выросли и похорошели города всех наших республик, а в них — современные благоустроенные жилые районы со школами, детскими садами и яслями, магазинами, кинотеатрами, стадионами, больницами. На карте СССР появилось, около тысячи новых городов. Ежегодно новоселами становятся более 11 миллионов человек. Достаточно напомнить, что каждые, два года в СССР вводится больше жилья, чем было во всем городском фонде России перед революцией. Только за 1966—1976 годы улучшили жилищные условия 122 миллиона советских граждан. О гигантском размахе жилищного строительства убедительно говорят и такие цифры: за период с 1936 по 1976 год городской жилой фонд увеличился с 321,8 миллиона до 1932 миллионов квадратных метров полезной площади. И это — не считая поистине массового строительства индивидуальных жилых домов, которое ведется на селе.

Новая Конституция СССР одной из первых в мире провозгласила жизненно важное право человека на жилище. Право это обеспечивается конституционными гарантиями: политическими, экономическими и правовыми. Давайте посмотрим, как эти гарантии осуществляются в жизни.

К политическим гарантиям относится охрана прав и интересов граждан всеми государственными органами, и в первую очередь — местными Советами народных депутатов. Конституция СССР провозглашает, что вся власть в СССР принадлежит народу, народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Большое значение в осуществлении права на жилище имеют экономические гарантии.

Конституция СССР законодательно закрепляет основу экономической системы нашего государства — социалистическую собственность на средства производства. В статье 11 Конституции сказано, что государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Именно это дает возможность постоянно развивать жилищное строительство.

Государство предоставляет для жилищного строительства в бесплатное пользование земельные участки, финансирует строительство за счет бюджета и за счет собственных средств предприятий и объединений» государственные проектные организации разрабатывают проектно-техническую документацию с улучшенными вариантами квартир. Государство обеспечивает строителей необходимыми материалами и оборудованием, принимает меры для перехода всего жилищного строительства на индустриальные методы посредством развития и кооперирования подрядных строительных организаций и внедрения прогрессивных способов ведения строительных и отделочных работ. Государственные предприятия получают все больше возможностей выделять средства на сооружение новых домов из фондов социально-культурных и жилищного, строительства.

Вот один из многочисленных примеров. Киевский завод «Арсенал» за восьмую и девятую пятилетки построил 12 жилых домов для своих работников. Жилищный фонд завода увеличился по полезной жилой площади более чем на 63 000 квадратных метров. В девятой пятилетке 2214 семей арсенальцев получили жилую площадь.

Государство принимает на себя расходы и организует развитие коммунального хозяйства в городах: строительство и обслуживание водопроводов и канализации, горячее водоснабжение, энерго и газоснабжение, городской транспорт и так далее. Только в десятой пятилетке на жилищное и коммунальное строительство будет израсходовано более 100 миллиардов рублей.

В нашей стране самая низкая в мире квартирная плата. И эго тоже, согласно 44 статье Конституции СССР, экономическая гарантия права на жилище в СССР. Квартирная плата у нас остается неизменной с 1926 года, а тарифы на все коммунальные услуги — с 1934 года. И это несмотря на то, что за последние 10 лет стоимость квартир увеличилась на 35 процентов, в основном за счет улучшения качества и комфорта. По данным статистики, средняя квартирная плата занимает в бюджете семьи, проживающей в государственном доме, около пяти процентов. Выступая на встрече с рабочими ЗИЛа, товарищ Л. И. Брежнев так сказал об этом: «Плата за жилье и коммунальные услуги не покрывает и трети расходов на эти цели. Поэтому государство ежегодно выделяет около 5 миллиардов рублей на ведение жилищно-коммунального хозяйства. Мы и впредь будем идти на такие расходы». Эти слова просто и убедительно показывают, как Коммунистическая партия и Советское государство заботятся об улучшении благосостояния народа.

Иное положение в капиталистических странах. Там в основном жилые дома являются объектами частной капиталистической собственности, принадлежат домовладельцам. В Англии, например, 66 процентов жилых домов находятся в частной собственности. Капиталисты стремятся извлечь из сдаваемого внаем жилья максимальную прибыль. Вот почему квартирная плата в развитых капиталистических странах составляет от 20 до 30 процентов семейного бюджета рабочего.

Важная экономическая гарантия состоит в том, что Советское государство оказывает всемерную помощь жилищно-строительным кооперативам и индивидуальным застройщикам.

Государство всегда помогало индивидуальным застройщикам: им отводились в установленных размерах земельные участки, предоставлялись банковские ссуды, предоставлялись лесосеки для заготовки строительной древесины. Застройщики имели возможность приобрести необходимые материалы и оборудование в государственных и кооперативных магазинах. Местные Советы разрешали вопросы благоустройства поселков индивидуальных застройщиков, энерго и водоснабжения. Согласно новой Конституции СССР, государство и в дальнейшем будет оказывать содействие индивидуальному жилищному строительству.

В статье 13 Основного Закона закреплено право личной собственности гражданина на жилой дом. Там же подчеркивается, что право это охраняется законом. При этом указано, что в пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства и других целей, в том числе — для индивидуального жилищного строительства. Отвод земельных участков будет производиться только на территориях, предназначенных по генеральным планам для индивидуального жилищного строительства, с учетом необходимости сохранения вновь возводимых домов в течение длительного периода. И это очень важно, потому что гарантирует гражданам возможность постоянно жить в построенных ими домах без опасения, что они будут со временем снесены.

Для ускорения и удешевления строительства гражданам предоставлена возможность объединяться в жилищно-строительные коллективы индивидуальных застройщиков. Такие коллективы могут строить одноквартирные и многоквартирные дома совместными усилиями на началах трудовой взаимопомощи.

Коллективы индивидуальных застройщиков, как правило, создаются на предприятиях, где они работают. Предприятия за свой счет строят дороги, инженерные коммуникации и линии энергоснабжения на территории поселков индивидуальных застройщиков, а также оказывают коллективам необходимую помощь при строительстве жилых домов.

Члены коллективов индивидуальных застройщиков, как и индивидуальные застройщики, имеют право на помощь государства. Сейчас рабочие и служащие (не считая колхозников и сельскую интеллигенцию) строят ежегодно за свой счет и с помощью государственного кредита жилые дома с общей площадью 13 миллионов квадратных метров.

Особое значение для застройщиков имеет финансовая помощь государства. Напомним, что с 1 января 1977 года увеличены размеры банковских ссуд для индивидуальных застройщиков. Сейчас они могут получить ссуду на индивидуальное жилищное строительство в размере 1500 рублей с погашением в течение 10 лет.

Значительно увеличены размеры ссуд для переселенцев. И, кроме того, им предоставлены большие льготы при погашении ссуд. Возьмем, к примеру, семьи, переселяющиеся в отдельные районы Нечерноземной зоны РСФСР, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов и Казахской ССР. Им выдаются ссуды до 10 тысяч рублей. При этом застройщик погашает только 2500 рублей в течение 15 лет, начиная с шестого года после получения кредита; 3000 рублей погашается за счет государственного бюджета, а остальные 4500 рублей — за счет колхоза или совхоза, куда переселился застройщик.

Наиболее прогрессивной, экономически целесообразной формой организации жилищного строительства с использованием средств рабочих и служащих стало кооперативное строительство многоквартирных благоустроенных домов. По общему правилу ЖСК имеет право получить ссуду в размере 60 процентов стоимости строительства, а в Казахской ССР и некоторых краях и областях РСФСР — 70 процентов при условии взноса в соответствующий банк до начала строительства не менее 40 (соответственно — 30) процентов стоимости дома, а также включения строительства в государственный план подрядных строительно-монтажных работ. Ссуды выдаются на 10— 15 лет, а кооперативам, которым банк ссужает 70 процентов стоимости дома,— на 10—12 лет. За пользование ссудой ЖСК уплачивает очень низкие проценты: всего 0,5 процента годовых. Кроме того, кооператив освобождается от уплаты налога со строений и земельной ренты.

С политическими и экономическими гарантиями неразрывно связаны гарантии правовые. К ним относятся: справедливое распределение жилой площади, охрана прав нанимателей, членов ЖСК и собственников индивидуальных домов, охрана государственного и общественного жилищного фонда.

Расскажем, как действуют правовые гарантии.

Каждый гражданин СССР в зависимости от места жительства, места работы, специфики жилищного строительства в данном населенном пункте так или иначе обеспечивается жильем: он может получить квартиру в государственном доме, доме жилищно-строительного кооператива или построить собственный индивидуальный дом. При этом право на жилплощадь может быть реализовано только в соответствии с действующим законодательством.

Возьмем основной жилищный фонд в городах и поселках, который является собственностью государства. Государственный жилищный фонд состоит из жилых домов, находящихся в ведении местных Советов народных депутатов (фонд местных Советов), и домов, принадлежащих государственным предприятиям, объединениям, учреждениям и организациям (ведомственный жилой фонд) В Конституции СССР закреплено 5 положение о том, что государственный жилищный фонд — достояние всенародное. Естественно, что, будучи всенародной собственностью, жилая площадь должна справедливо распределяться между гражданами СССР, нуждающимися в жилье или в улучшении жилищных условий. Так это и решается на деле: существенной гарантией справедливого распределения жилищ стало законодательное закрепление права общественных организаций на участие в решении этих вопросов. Такой порядок установлен статьей 56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик: «Предоставление жилых помещений в домах местных Советов народных депутатов производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций».

Несколько отличается порядок предоставления жилой площади в домах государственных, кооперативных и общественных организаций. Но и он полностью основан на присущих всему нашему строю демократических принципах: здесь предоставление жилых помещений производится по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессиональных союзов, утвержденному исполнительным комитетом Совета народных депутатов. А в некоторых случаях, предусмотренных Советом Министров СССР,— по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполкому Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполком местного Совета народных депутатов выдает гражданину ордер на заселение.

Справедливое распределение жилья достигается и самим порядком рассмотрения заявлений граждан. Так, граждане, нуждающиеся в жилье, подают заявление в комитет профсоюза или администрации предприятия (организации) о постановке их на учет. Получив заявление, профсоюзный комитет обследует жилищные условия рабочего или служащего. Эту работу проводит жилищно-бытовая комиссия ФЗМК и ее актив. О результатах обследования составляется акт, который подписывается также лицом, чьи жилищные условия подлежат улучшению. В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в жилье, и распределения жилой площади, профсоюзная организация определяет, можно ли отнести заявителя к категории остро нуждающихся в жилье. На совместном заседании администрации и ФЗМК решается вопрос о возможности постановки его на очередь для получения жилой площади. Лица, поставленные на учет, вносятся в список очередности.

Если предприятие, учреждение, организация не имеет своего жилищного фонда, документы передаются в исполком местного Совета народных депутатов, где комиссия по жилищным вопросам рассматривает заявления граждан, материалы проверки жилищных условий, а* также ходатайства администрации и ФЗМК соответствующих организаций о постановке на учет этих граждан по месту жительства. Решение о постановке на учет принимает исполком местного Совета.

Установлено важное правило: списки очередности на предоставление жилой площади должны быть едиными как на предприятиях, так и в исполкомах местных Советов. Но вместе с тем существуют еще и отдельные списки. В них включаются граждане, нуждающиеся в жилой площади и пользующиеся определенными льготами: инвалиды Великой Отечественной войны, семьи военнослужащих, семьи, проживающие в аварийных домах, офицеры, уволенные из Вооруженных Сил СССР, и некоторые другие.

Ведомственная жилая площадь, вводимая в эксплуатацию, распределяется между рабочими и служащими соответствующего предприятия, организации. Профсоюзный комитет с помощью жилищно-бытовой комиссии составляет из числа очередников предварительные списки, в которые включаются те, кому намечено предоставить жилую площадь в новом доме. Эти списки должны вывешиваться для сведения коллектива. Рабочие и служащие имеют право делать замечания по намеченным кандидатурам. Все замечания по предварительным спискам рассматриваются жилищно-бытовой комиссией. В необходимых случаях комиссия производит дополнительное обследование жилищных условий лиц, о которых в комитет профсоюза поступили новые сведения,— скажем, изменились их семейные условия. Уточненные списки утверждаются совместным решением администрации и профсоюзного комитета и передаются на рассмотрение исполкома местного Совета народных депутатов. Предварительно списки рассматриваются в жилищной комиссии исполкома и только потом представляются на утверждение исполнительного комитета.

Таким образом, основные принципы распределения жилья по советскому законодательству состоят в следующем. Во-первых, распределение осуществляется с учетом степени нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий. Во-вторых, жилая площадь предоставляется в порядке очередности. В-третьих, распределение квартир носит гласный характер. В-четвертых, весь процесс распределения находится под контролем общественности и Местных органов государственного управления.

В статье 14 Основного Закона СССР указано, что источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого человека является свободный от эксплуатации труд советских людей. «Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе,— провозглашает Конституция СССР. Поэтому законодательством предусмотрено, что при всех других равных условиях жилая площадь в первую очередь предоставляется передовикам производства, лицам, имеющим большой стаж безупречной работы.

К важнейшим правовым гарантиям относится охрана прав нанимателей.

Начнем с того, что добросовестные наниматели фактически имеют право проживать на предоставленной им жилой площади пожизненно, если нет оснований для расторжения договора.

Члены семьи нанимателя имеют равное с ним право на занимаемую жилплощадь. В случае смерти нанимателя они сохраняет это право, и договор найма жилого помещения может быть заключен с любым совершеннолетним членом семьи.

Успехи в развитии жилищного строительства позволили перейти к распределению нового жилья, в основном по принципу: квартиру — одной семье. При этом учитывается количество членов семьи и размер жилой площади квартиры.

Для равномерного распределения жилплощади законодательством союзных республик установлены жилищио-санитарные нормы. Некоторым категориям граждан предоставлено право на дополнительную жилую площадь — сверх жилищно-санитарной нормы. Такое право закреплено за лицами, страдающими определенными болезнями, указанными в специальном списке. Кроме того, право на дополнительную площадь имеют Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, заслуженные деятели науки, искусства, техники, научные работники, члены союзов писателей, художников, композиторов и некоторые другие категории граждан.

Конституция СССР надежно защищает предусмотренные законом права граждан. Если же кто-либо действует вопреки закону, в отношении нарушителей применяются соответствующие меры. Например, граждане, самоуправно занявшие жилое помещение, не приобретают права на жилплощадь. Они подлежат выселению в административном порядке с санкции прокурора без предоставления другого жилого помещения. В случае самовольной постройки дома граждане не приобретают права собственности на него. По решению исполкома местного Совета народных депутатов дом подлежит сносу или по решению суда может быть безвозмездно изъят и зачислен в фонд местного Совета.

Большое значение имеет выполнение конституционного положения о том, что граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу. Наниматель обязан возмещать наймодателю весь ущерб от повреждения квартиры, дома и их оборудования, причиненный по вине нанимателя или лиц, совместно с ним проживающих. Если наниматель или члены его семьи систематически разрушают либо портят жилое помещение, они могут быть выселены в судебном порядке без предоставления другого жилья.

Охрана государственного и общественного жилищного фонда — одна из важных гарантий права граждан на жилище.

Среди юридических гарантий права советских граждан на жилище следует отметить и процессуально-правовые. Все жилищные споры рассматриваются в определенном порядке — судебном, административном и — в некоторых случаях — в товарищеских судах.

Сейчас наша страна занимает первое место в мире по объему и темпам жилищного строительства. Однако прирост населения еще опережает строительство. Например, в 1976 году в Киеве каждые 20 минут строилась квартира, а каждые 15 минут рождался человек, и, кроме того, каждые 20 минут в город приезжал новый работник.

Вот почему из года в год в стране увеличиваются суммы ассигнований на государственное жилищное строительство, кредиты для ЖСК и для индивидуального жилищного строительства. Недалеко то время, когда каждая семья будет иметь отдельную квартиру или индивидуальный дом на праве личной собственности. Главная гарантия этого — экономика зрелого, развитого социалистического общества, цели и принципы новой Конституции СССР.

автор О. ПЛЕТНЕВА, Е. ШЕШЕНИН, кандидат юридических наук