Топором по кабелю

0
11

Рэкет. Отъём чего-либо по праву сильного. Восточная дикость, прижившаяся в нашем сознании, въевшаяся в культуру и политику. Современная дикость приручена и в теперешней модификации проявляется лишь по необходимости. В остальное время её принято скрывать, как разбойничий кистень в рукаве.Каким-то немыслимым образом в Украине сохранились средневековые традиции обычаевого права, которые сосуществуют с Конституцией, разветвленной властью и прочими атрибутами современного правового государства.

Субъект хозяйственной деятельности – оператор кабельного телевидения. Не пьёт, не курит, примусов не починяет и занимается доставкой телесигналов с городских телевышек, космических спутников и глобального интернета к любимому абоненту (то бишь телезрителю).

Дело технически непростое и весьма ответственное, посему лицензируется оператор по линии Министерства связи, что, в общем-то, логически объяснимо и вопросов не вызывает. А почему, собственно, должны быть вопросы?

Налоги платятся, техника безопасности соблюдается, противопожарные меры выполняются, шефские концерты играются в порядке, предусмотренном Конституцией. Но не всё так просто в королевстве датском.

Ситуация: работаете вы таксистом и в один прекрасный день – будьте любезны, окромя водительских прав и талона техосмотра, иметь свидетельство об окончании театрального училища. На кой икс? Ну как же, пассажирам песни петь и анекдоты рассказывать. Что значит — «не хотите»?

Стадо медведей прошло по ушам? Не проблема. Будете возить с собой того, кто это будет делать за вас. В обязательном порядке! Как сказал бы знакомый кинокритик – хреновую траву курили сценаристы.Но именно в такую ситуацию попали операторы кабельного телевидения, залицензировать которых поголовно возжелал Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию (далее – просто Нацсовет).

Нет, он и раньше собирал с кабельщиков деньги за лицензирование так называемых «каналов мовлення», к которым кабельные операторы отношения натурально не имели и не имеют, ибо «канал вещания» — термин эфирный и кабельщики тут не причём. Стриг бы себе Нацсовет купоны и дальше, но неизбежно появились перегибы и кабельщики, обидевшись, стали с ним судиться.

И суды, естественно, выиграли, доказав, что лицензировал их Нацсовет незаконно. Параллельно всем стало понятно, что страшилки членов Нацсовета о том, что без их неусыпного контроля кабельщики заполнят голубые экраны порнографией, призывами к войне и прочей мерзостью, оказались несостоятельными: достаточно законов и структур эти вопросы контролирующих, да и руководители и хозяева кабельных систем люди вменяемые и законопослушные.

Возник критический момент, для обхода коего и был придуман обязательный второй человек в такси. И назвали его — провайдер. Что это за новоявь такая — до сих пор толком никому не известно.

То ли посредник между оператором и Нацсоветом для собирания денег последнему (ведь по новым правилам: канал включил – плати, местами поменял – тоже плати), то ли рычаг для политических игрищ (время-то неспокойное).

Скорее всего и то и другое, но ни кабельщикам, ни зрителям от этого не легче.В украинском сегменте Интернета существует уважаемое и обожаемое многими издание «Телекритика». Прочитал недавно на его страницах интервью члена Нацсовета господина И. Куруса. Проникся.

Не могу не процитировать: «Я часто повторюю на засіданнях таку тезу: “Держава дала можливість вам займатися бізнесом. А оскільки ви, займаючись бізнесом, використовуєте національний ресурс (чи частотний, чи ресурс доступу до абонента в кабельній мережі), ви повинні нести певні соціальні навантаження. Це має бути державна мова, виробництво українського програмного продукту соціальні програми (тобто дитячі, культурологічні, пізнавальні тощо).”Казалось бы – разжевали, в рот положили и дали сапогом в живот, чтобы проглотил без задержек.

Но давайте будем логичными. Существует достояние государства – частотный ресурс. Достояние ограниченное, которого всем не хватает. Поэтому его нужно распределять (продавать). Желательно на конкурсах (тендерах), выдавая лицензии с рядом определённых условий. Вопросы есть?

А никто не спорит. Для этого и создан Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию. А теперь объясните – что такое «национальный ресурс доступа до абонента в кабельной сети»? Кабельную сеть построил оператор и ресурс этой сети принадлежит ему!

Зафиксированы случаи параллельного строительства четырёх сетей в одном подъезде и у каждой свой собственный Ресурс! Делить, распределять и лицензировать государству здесь не-че-го! Более того, само Государство запретило это своим антимонопольным законодательством.

А кабельным телевидением (об этом очень хорошо сказано в том же интервью) пользуется менее трети жителей Украины. То есть альтернативных способов получения телесигналов более чем достаточно. На самом деле происходит подмена понятий – под видом «национального ресурса доступа до абонента кабельной сети» скрывается желание добраться до самого святого в демократическом государстве – доступа гражданина к информации. А регулирование доступа к информации есть не что иное, как элементарная ЦЕНЗУРА.

Есть у Нацсовета ещё одна причина покировать кабельным телевидением. Причина весьма прозаичная – деньги! Ни для кого не секрет, что неконтролируемая чиновничья братия (в которую сегодня, к большому сожалению, превратился Нацсовет) способна к бурному саморазмножению с выбиванием фондов, полномочий и сопутствущего антуража.

В областях, где раньше были только представители Нацсовета, организуются представительства с мощным штатом сотрудников. Зачем? Проверять и карать! Зачем в демократическом государстве столько контролёров и надсмотрщиков за СМИ? Всё просто – ответственности никакой и государству, по большому счёту, не нужно. А значит и спроса нет, что для чиновника раздолье. Ведь общеизвестно, что «если проверяющий один – взятку себе возьмёт (наверху скажет, что честный, неберущий), а если несколько – и себе возьмут, и с начальством в столице за тёплое место поделятся».

Нацсовет сам придумал систему лицензирования кабельных операторов и зарабатывает на ней, единолично устанавливая размер оплаты за так называемую «лицензию провайдера». Сумма немалая – десятки тысяч долларов. И, что интересно, регулируется придуманной Нацсоветом формулой, которую, если есть необходимость, всгда можно подправить в сторону увеличения. Что с успехом и делается. Но это ещё не всё.

Нацсовет обращается в Бюджетный комитет Верховной Рады с просьбой, чтобы часть денег, на лицензировании полученных (часть немалую, в миллионах исчисляемую), оставить в собственном пользовании. Диву даешься! Где это видано, чтобы чиновники сами себе устанавливали содержание? Это же откровенная коррупция! А оказывается – это обычная практика! Но и это ещё не всё.Нацсовет в своём желании «подстричь кабельщиков» идёт дальше: непонятные и часто меняющиеся надуманные и совершенно абсурдные лицензионные условия привели к тому, что работать, не нарушая инструкций, правил и указов Нацсовета, кабельщикам стало невозможно.

А значит – все они вечные нарушители, которые должны свои нарушения компенсировать материально. Гаишники нервно курят на обочине. В полевой медицине есть два состояния – раненый и убитый.

По отношению к зарубежным телеканалам у Нацсовета тоже два подхода: адаптированный канал и неадаптированный. Говоря проще – законный и незаконный. Адаптированный (читай – раненый) – переведён на украинский язык и в нём нет зарубежной рекламы, неадаптированный (читай – убитый) – все остальные. Про наличие адаптированных иностранных каналов я не слышал. Быть может, они и есть, но информации о них – гастрономический ноль. Поэтому всё зарубежное телевещание по мнению Нацсовета – незаконно. Спешите в кассу господа! Подобные маразмы на каждом шагу.

А последняя инструкция – «Правила формирования программной услуги в пакетах программ провайдера программной услуги»? Шедевр чиновничьего творчества! Настоятельно рекомендую – от удовольствия чердак срывает. А как же телезрители? Из того же интервью господина Куруса : «…є ще інтереси простих українців, як каже наш Президент, – маленького українця. Який приходить додому, вмикає телеприймач і хоче подивитися гарні програми”. И тут же: “Ніде у світі абонент не може отримувати 50-100 програм за 20 гривень. В інших країнах це коштує від 200 до 500 доларів. Бо там оператор кабельного телебачення платить компаніям-виробникам за те, що він транслює їхні програми».Упаси Бог «маленького украинца» от Вашей опеки. Понятно, что по «большому украинцу» (т. е. хорошо обеспеченному) Вам потоптаться не удастся.

Он купит спутниковую антенну и за 50 долларов в месяц будет смотреть всё, что душе угодно. А насчёт 200-500 долларов – извините, слишком: в Европе и Америке эта сумма составляет от 20 до 50 долларов. Есть, конечно, и дорогие эксклюзивы: на показ премьер кинофильмов, спортивных чемпионатов или чего похлеще, но это частности и разговор не о них.

Более того, в настоящее время ярко выражена тенденция, когда производители платят распространителям контента, так как доходы производителей от рекламы в десятки и сотни раз превышают сборы за использование программ кабельщиками (последний пример – ситуация с Fashion TV).

К тому же в нашей стране борьба с так называемой Вами «нелегальной трансляцией» должна вестись исключительно в комплексе с борьбой со сверхдоходами дистрибьюторов-монополистов и дистрибьюторов-аферистов. Иначе цена за кабельное телевидение на самом деле может стать неподъёмной. Не помогаете – так хоть не мешайте.

Уважаемые члены Нацсовета! Хватит вмешиваться в хозяйственную деятельность операторов кабельного телевидения. Закон Вам это запрещает. Цены определяет рынок. Вы сегодня этот рынок калечите. Благодаря вашим стремлениям за последнее время абонентская плата за кабельное телевидение в стране уже выросла в полтора раза (в Киеве в 2 раза) и процесс прогрессирует. Вы реально хотите увеличить её до 500 долларов? На одном из недавних своих заседаний Национальный совет, не моргнув глазом, согласовал дополнительный авторский налог операторам в размере 15% (что должно увеличить абонплату на четверть). Хотя, по-большому счёту, к операторам этот сбор отношения не имеет. Он совсем из другой оперы. Хватит лжи и цинизма!

Одна нацсоветовская «барщина» под названием «универсальная услуга» чего стоит! Это же надо было подрядиться к деятелям, которые смогли создать телеканалы, да не могут найти тех, кого можно было бы заставить эти каналы смотреть. Кабельщики тут причём? Вот уж воистину – с больной головы на здоровую.

Бедные телезрители. Обращаюсь к депутатам Верховной Рады с их опытом и способностью разруливать подобные ситуации – помогите! Закон о телевидении и радиовещании срочно нужно менять! Как минимум – раздел о деятельности операторов кабельного телевидения! Вам доподлинно известно, что власть – сильнейшее оружие! И если это оружие не в тех руках – быть большой беде!