Принимаем товар по правилам

0
26

Получив товар, покупателю следует проверить его качество и количество. Причем сделать это нужно в установленном порядке и в определенный срок. В противном случае поставщик может не принять претензии, и спор придется решать в суде. Чью сторону в таких ситуациях принимают арбитры, читайте в нашей статье.Договор поставки является одним из самых распространенных.

Его заключают при покупке сырья, материалов и т. п. В контракте фирмы прописывают и условия приемки материальных ценностей. Ведь без такой оговорки сложно установить, кто будет нести ответственность при получении товара несоответствующего качества или количества.

Если указывать в договоре все нюансы оприходования ценностей, это значительно «утяжелит» его. Поэтому организации просто делают ссылки на инструкции:о порядке приема продукции по количеству, которая утверждена постановлением Госарбитража от 15 июня 1965 г. № П-6 (далее – Инструкция № П-6)-о порядке приема продукции по качеству, которая утверждена постановлением Госарбитража от 25 апреля 1966 г. № 1966 г. № П-7 (далее – Инструкция № П-7).

В этих документах подробно описаны правила приема товара. Однако в жизни этот порядок нередко нарушается, и предприятиям приходится искать справедливости в суде.НедосчиталисьДве фирмы заключили договор о поставке нефтепродуктов.

В нем стороны предусмотрели, что приемка товара по количеству осуществляется согласно Инструкции № П-6. Кроме того, считается, что продавец полностью выполнил свои обязательства по отгрузке, если покупатель в течение месяца не предъявит претензии.В ходе приема нефтепродуктов была обнаружена недостача. Покупатель посчитал, что товар ему был не полностью отгружен, и не стал оплачивать неполученную часть.Так как деньги за продукцию в полном объеме не поступили, продавец обратился в суд.

Туда же направил встречный иск и покупатель, обнаруживший недостачу. Спор рассмотрел Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 12 апреля 2004 г. № Ф09-933/04-ГК).Решение судейАрбитры встали на сторону продавца. Вот какие аргументы они привели.Согласно пунктам 1 и 2 статьи 513 Гражданского кодекса, покупатель обязан правильно принять товар. То есть его нужно осмотреть, проверить качество и количество. При выявлении недостачи получатель обязан письменно уведомить продавца.

Согласно пункту 3 названной статьи, получая товар от транспортной организации, покупатель должен проверить соответствие полученных ценностей сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах.Прием товара покупатель доверил сторонней организации. Она, обнаружив недостачу, составила соответствующие акты. Однако помимо этого нужно было приостановить дальнейшую приемку и вызвать для участия в ее продолжении представителя продавца. Если тот находится в другом городе и не может выслать никого из своих сотрудников, то в качестве представителей привлекаются лица, которые компетентны в вопросах приемки груза.

Такое правило указано в пунктах 16, 17 и 20 Инструкции № П-6. Кроме того, в пункте 5 этого документа говорится, что покупатель при выявлении недостачи должен потребовать от транспортной организации составить коммерческий акт. Все эти правила покупатель не выполнил.

Поэтому судебное разбирательство он проиграл, недополученный товар ему пришлось оплатить.Получили «второсорт»А вот другая ситуация. Две фирмы заключили договор о поставке технической продукции. В контракте стороны оговорили, что прием товара по качеству будет осуществляться согласно Инструкции № П-7.Покупатель осуществил предоплату продукции 20 мая 2003 года, которая поступила на его склад 31 июля того же года.

При разгрузке обнаружилось, что товар получен некачественный. Покупатель решил составить акт и привлек для этого представителя сторонней организации. Оформленный документ фирма направила продавцу. Кроме того, покупатель потребовал вернуть ему деньги, а также проценты за пользование ими. Однако продавец не удовлетворил его требования, поэтому покупатель обратился в суд. В ходе рассмотрения спора он предъявил свой экземпляр акта о приеме «второсорта». Несмотря на это, арбитры встали на сторону продавца.

Обескураженный покупатель не стал подавать на апелляцию, а сразу составил кассационную жалобу.Заключение арбитровСпор рассмотрел Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 23 июня 2004 г. № Ф09-1872/04-ГК). Но и в этом ведомстве покупатель не нашел поддержки – судьи встали на сторону его партнера.Арбитры сослались на положения пунктов 1 и 2 статьи 513 Гражданского кодекса, где говорится, что покупатель обязан правильно принять товар. То есть его нужно вовремя осмотреть, а также проверить количество и качество.В договоре стороны предусмотрели, что приемка продукции должна осуществляться согласно Инструкции № П-7. В пункте 6 этого документа приведены сроки, в которые нужно проверить поступивший товар.

Так, при иногородней поставке на приемку отводится 20 дней, а при одногородней и того меньше – всего 10 дней.Покупатель получил товар 31 июля 2003 года, между тем акт о его ненадлежащем качестве был составлен только 10 сентября того же года. То есть в установленный срок покупатель не уложился. Кроме того, фирма привлекла представителя сторонней организации, а его полномочия не указала.Таким образом, из-за неправильного приема товара покупатель проиграл суд, а продавцу не пришлось возвращать ему предоплату.

КомментарийПодобные споры рассматривались в судах и других округов. В большинстве случаев спор выигрывал продавец. Примером этого могут служить дела, которые рассмотрели:Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 15 июня 2004 г. № Ф04/3338-1403/А27-2004)-Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (постановление от 19 августа 2004 г. № А28-1906/2004-9/10).

Причина проигрышей покупателей заключалась в том, то они не соблюдали порядок приема товара в соответствии с Инструкциями № П-6 и П-7 и других условий договора. Как правило, нарушения заключались в том, что получатель с опозданием ставил продавца в известность о получении некачественной продукции или поставке товара в меньшем количестве.