Налоговые нововведения

0
15

Как обычно, в конце года приняты новые налоговые поправки Стало уже традицией, что именно в последние дни уходящего года Национальным собранием Армении принимаются поправки в налоговое законодательство, которые вступают в действие с 1 января. Принятая во многих странах норма, согласно которой с момента принятия закона до его вступления в силу должно пройти как минимум полгода, в Армении, к сожалению, пока не действует.

Надеемся, что упомянутая норма будет учтена в разрабатываемом Налоговом кодексе Армении. Каковы основные законодательные изменения, касающиеся налогового администрирования, и на что в первую очередь необходимо обратить внимание финансовых руководителей и бухгалтеров организаций?

Об этом редакция «ДЭ» попросила рассказать заместителя начальника управления совершенствования налогового администрирования Государственной налоговой службы при Правительстве РА, старшего советника налоговой службы 1-го класса Сурена Адамяна. Социальные платежи Прежде всего следует выделить законодательные поправки, связанные с передачей с начала текущего года Госналогслужбе при Правительстве РА функций приема и обработки отчетности по социальным платежам, контроля за их исчислением и уплатой (взиманием). Сюда относятся изменения и дополнения в законы РА «О платежах обязательного социального страхования», «О налогах», «Об организации и проведении проверок в Республике Армения», «О бухгалтерском учете», «О налоговой службе» и другие, а также поправки в Кодекс об административных правонарушениях РА.

С точки зрения администрирования к наиболее значимым законодательным изменениям, в частности, относятся: — введение нормы, согласно которой наличие главного бухгалтера в организации отныне является обязательным (кроме случаев, когда руководитель организации совмещает также обязанности главного бухгалтера), а сам главный бухгалтер, или руководитель организации, совмещающий обязанности главного бухгалтера, должен быть наемным работником- — установление отдельной тематической проверки правильности уплаты платежей обязательного социального страхования (в том числе ведения книги приказов о приеме на работу, переводе на другую работу у того же работодателя и увольнения с работы наемных работников), а также проверок, направленных на выявление неоформленных работников- — возложение на нотариуса функций налогового агента- — возложение на работодателя обязанности представления налоговым органам сведений о наемных работниках, выплачиваемой им зарплате и приравненных к ним доходах в случае, если обязанности по исчислению социальных платежей и перечислению в бюджет обязательного социального страхования РА возложены на наемных работников.

За нарушение данного требования работодатель будет платить штраф в размере 25,0 тыс. драмов за каждое непредставленное сведение- — установление норм ответственности за сокрытие или занижение объекта социальных платежей аналогично положениям закона РА «О налогах».Упрощенный налог Важнейшие нововведения связаны с упрощенным налогом.

С текущего года к числу лиц, которые не могут считаться плательщиками упрощенного налога, относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере горнорудной промышленности, производства и распределения электроэнергии, осуществления капитального строительства, разработки градостроительных документов или инженерных исследований и экспертизы в сфере капитального строительства.

В контексте применения вышеназванного ограничения за основу принимается факт осуществления указанных видов деятельности, а по видам деятельности, для занятия которыми предусмотрена лицензия (например, в сфере градостроительства), за основу принимается также наличие лицензии на занятие данным видом деятельности.

Отныне не могут считаться плательщиками упрощенного налога также коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся стороной договора о совместной деятельности, а также те хозяйствующие субъекты, которые являются аффилированными лицами с другими плательщиками упрощенного налога. Введена новая ставка упрощенного налога, связанная с иной (кроме торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны), нотариальной деятельности и арендой) деятельностью.

Для таких видов деятельности, вместо ранее применяемых 2-х ставок (7% и 12% в зависимости от объема реализации) отныне применяется единая ставка — 5%. Одновременно уже не будут приниматься в расчет расходы, связанные с любым видом деятельности, осуществляемым плательщиком упрощенного налога, что однако вовсе не означает, что налогоплательщики не должны вести учет таких расходов для целей бухгалтерского учета. Если хозяйствующими субъектами в течение года превышен оборот по реализации (валовой доход) в 50,0 млн. драмов либо в какой-либо момент данного года превышен товарный остаток в 15,0 млн. драмов (исчисленный по наивысшей из цен приобретения и продажи), то с момента такого превышения налогообложение указанных лиц будет осуществляться в общеустановленном порядке.

Подоходный налог и налог на прибыль В связи с вступлением в действие закона РА «О гарантировании возмещения банковских вкладов физических лиц» произведены некоторые изменения и в налоговом законодательстве. В частности, в закон РА «О подоходном налоге» введено положение, согласно которому к числу доходов, вычитаемых из совокупного дохода налогоплательщика при определении облагаемого дохода, отнесены суммы, возмещенные фондом, гарантирующим возмещение вкладов, за исключением начисленных на сумму вклада и подлежащих возмещению процентов.

Фонд, гарантирующий возмещение вкладов, освобождается от уплаты налога на прибыль в части периодических, единовременных и дополнительных гарантийных платежей, уплаченных коммерческими банками в установленном законом порядке- в части сумм, возмещенных фондом физическим лицам и полученных от банков на основании приобретенного в отношении банков требования- в части доходов, полученных от осуществленных вложений в государственные ценные бумаги РА в качестве банковского вклада и (или) банковского счета в ЦБ РА и имеющих высокую репутацию ведущих иностранных банках, и в другие активы.

Налог на добавленную стоимость Ряд законодательных изменений связан с НДС. В частности, с текущего года освобождается от НДС предоставление в финансовую аренду (лизинг) ввезенных банками и финансовыми организациями товаров, при ввозе которых НДС в установленном законодательством порядке таможенными органами не исчислялся и не взимался, а также процентные суммы, полученные от финансовой аренды (лизинга) банками и финансовыми организациями.

Налог на имущество.

К нововведениям, связанным с налогом на имущество, относятся следующие: — в случае списания за непригодностью в течение 2005-2006 гг. в установленном Правительством РА порядке принадлежащих физическим лицам, считающимся объектом налогообложения, транспортных средств. Обязательство по налогу на имущество прекращается с 1 января года, следующего за годом последнего годового технического осмотра данного транспортного средства- — представление квартальных отчетов по налогу на имущество организациями-плательщиками налога на имущество для строений, находящихся в административных границах городских муниципалитетов, а также для зарегистрированных в административных границах городских муниципалитетов организаций, имеющих в качестве объекта налогообложения транспортные средства, — одновременно в соответствующий обслуживающий налоговый орган и в орган местного самоуправления по месту нахождения строения или организации.

Кассовые операции В отношении платежей наличным драмом внесены изменения в закон РА «О кассовых операциях», согласно которым в текущем году остались неизменными величины ограничений, которые применялись в 2004 году, а именно: — в случае единовременной покупки товаров, работ, услуг — 300,0 тыс. драмов- — максимальный размер суммы оплаты наличным драмом за покупку товаров, работ, услуг в течение одного месяца — 3,0 млн. драмов.

В этой связи хочу напомнить, что предусмотренное законом РА «О налоге на добавленную стоимость» ограничение в части зачета сумм, оплаченных небанковскими перечислениями, осталось неизменным: в текущем году допускаются к зачету по каждой единовременной сделке суммы, не превышающие 100,0 тыс. драмов, а в течение отчетного месяца по всем таким сделкам — не превышающие 1,0 млн. драмов.

Контрольно-кассовые аппараты.

С текущего года вступил в силу закон РА «О применении контрольно-кассовых аппаратов», которым для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю либо оказывающих услуги населению при расчетах наличным драмом, вменена обязанность в соответствии с указанными в законе сроками и сферами деятельности применять контрольно-кассовые аппараты (ККА). Одновременно законом установлены нормы ответственности за нарушение правил применения ККА (в связи с чем признана утратившей силу соответствующая статья 281 закона РА «О налогах»).

Так, установлены следующие размеры штрафов: — при осуществлении денежных расчетов без ККА при обязательности их применения — в размере 150,0 тыс. драмов, а при повторном нарушении в течение одного года — 300,0 тыс. драмов- — при нарушении порядка регистрации ККА или правил их эксплуатации — 75,0 тыс. драмов, при повторном нарушении в течение одного года — 150,0 тыс. драмов, а при третьем и более нарушениях в течение одного года — 300,0 тыс. драмов.

Налоговые проверки Кроме вышеупомянутых изменений, связанных с передачей налоговым органам функций контроля за исчислением и уплатой платежей социального страхования, поправки в закон РА «Об организации и проведении проверок в РА» связаны с решением двух основных задач: — увеличение срока одной проверки у крупнейших налогоплательщиков (чей годовой оборот реализации превысил 1,0 млрд. драмов, либо уплаченные налоги которых превысили 100,0 млн. драмов) с 15 до 20 непрерывных рабочих дней и общей продолжительности срока фактической проверки с 30 до 45 рабочих дней- предоставление права налоговым органам без предварительного трехдневного уведомления налогоплательщика проводить у него тематическую проверку, направленную на уточнение товарных остатков и количества работников.

Кроме того, обследования, производимые у налогоплательщиков на предмет изучения переплат, впредь будут считаться проверками в целях зачета в счет других налоговых обязательств налогоплательщика или возврата ему сумм, уплаченных сверх установленной величины налоговых обязательств. При этом данная проверка не будет относиться к числу повторных проверок (ревизий).