Кредит, да не тот

0
13

В сфере высшего образования внедряется система «кредитов», благодаря которой студенты смогут выбирать вузы и преподавателей Согласно требованиям закона о высшем и поствузовском образовании, который был принят в мае нынешнего года, система высшего образования Армении начиная с 2006-2007 учебного года должна поэтапно переходить на кредитную систему организации учебного процесса, принятую во многих государствах.

Речь идет не о финансовом кредитовании, а о «кредитных баллах». Недавно в Цахкадзоре состоялся двухдневный семинар, посвященный вопросам внедрения данной системы в Армении.

Семинар был организован ректоратом Государственного инженерного университета Армении в рамках рабочей программы трех взаимосвязанных и недавно утвержденных армянским филиалом ИООФС (Института открытого общества фонда содействия) проектов, включающих представителей шести вузов страны — ЕГУ, ГИУА, РАУ, ЕГЭИ, ФБА, ИМО.

Об особенностях кредитно-рейтинговой системы с нами делится проректор ГИУА по общему образованию и международным связям Рубен Аггашян. — Внедрение концепции кредитной системы организации образования для Армении стало насущной необходимостью как одно из условий интегрирования в общеевропейскую образовательную сферу, объединяющую уже несколько тысяч вузов.

Принцип кредитной системы образования заключается в том, что вместо жесткого учебного плана студенту предлагается перечень обязательных и выборных дисциплин-модулей и правила выбора различных комбинаций из этого списка. Каждому модулю присвоено определенное количество кредитных единиц, в зависимости от трудоемкости успешного усвоения данного модуля.

Одновременно устанавливаются окончательные условия (суммарное количество набранных кредитов и средняя оценка), позволяющие присвоить соответствующую квалификацию. Кредит является своеобразной единицей измерения трудоемкости освоения определенного объема знаний.

Его нельзя путать с оценкой уровня усвоения материалов модулей (успеваемостью), которая получается в результате экзаменования студента и в конечном итоге определяет его качественные показатели. Данная оценка может осуществляться самыми различными способами, принятыми в вузах, с последующим приведением ее к единой шкале градаций, понятной для других вузов.

Так, например, в нашем университете уже более десяти лет успешно применяется 100-балльная рейтинговая система оценки успеваемости, от которой мы не собираемся отказываться и впредь. Преимущества данной системы очевидны.

Если традиционно наша система работала по фиксированному учебному плану, и осуществление обмена студентами или возможность сравнения знаний, полученных в разных вузах, практически были весьма затруднены, то здесь мы имеем более гибкий подход.

Таким образом, появляется возможность освободить студента от бремени жестко фиксированного плана, навязываемого ему программой вуза, а также сделать достигнутые им результаты легко сравнимыми с другими вузами. Фактически студент может совместно со своим руководителем составить свой индивидуальный план, по которому он сможет специализироваться в выбранном им направлении. При этом само направление и план могут корректироваться согласно изменениям рынка труда в конкретной сфере, по усмотрению самого студента, что позволит легко адаптироваться к весьма изменчивой конъюнктуре рынка труда.

Вместе с тем лучшие традиции преподавания отдельных дисциплин, которые в течение многих лет сложились в наших вузах, не будут изменены, просто студент получает право выбора прохождения той или иной дисциплины там, где, по его мнению, преподавание данного предмета ведется на более высоком уровне (разумеется, в рамках предметного состава, предусмотренного выбранной программой по конкретной специальности). — Понятно, что такая система подразумевает прежде всего утверждение определенных стандартов «кредитования», которые будут признаны во всех вузах страны.

Каким образом это будет осуществляться? — Разумеется, процесс внедрения новой системы не может быть спонтанным и механическим. Напротив, все мы понимаем, что для такого рода преобразований требуется время. Опыт показал, что здесь стоят две задачи — организация процесса аккумулирования «кредитов» студентов и вопрос взаимного признания данных кредитов вузами.

Решение этих задач требует совместной серьезной методической работы ведущих вузов страны. В этом смысле должен отметить роль Фонда содействия Института открытого общества, точнее, его филиала в Армении, который предоставляет финансовую поддержку в плане претворения в жизнь этой комплексной программы. Если до сих пор мы проводили изучение данной системы лишь в пределах ГИУА, то сейчас уже утверждены три программы при финансовой поддержке Института открытого общества, основным условием реализации которых являлось прежде всего наличие консорциумов на базе высших учебных заведений страны.

Одна из этих программ представлена консорциумом ГИУА, ЕГУ и ЕГЭИ, вторую представил Славянский университет (РАУ) совместно с ГИУА, третью — ЕГЭИ с ЕГУ, представив в качестве партнеров, что весьма отрадно, два негосударственных вуза — Финансово-банковскую академию и Институт международных отношений. Получается, что в данной комплексной программе уже фактически задействованы четыре государственных и два негосударственных вуза.

Успешное осуществление данных программ, которое началось в сентябре и будет продолжаться в течение года, позволит на примере трех выбранных совместных магистерских программ разработать единые стандарты подходов к процессу «кредитной» организации образования в Армении.

Очевидно, что разработка единых стандартов определения и присвоения кредитов позволит установить их взаимопризнание и перевод. Примером такой системы является Европейская система кредитов (ЕСТS), которая в последние годы нашла широкое применение во многих вузах европейских стран, тем самым позволяя студентам легко передвигаться и набирать свои кредиты в разных странах и вузах.

Так, по общеевропейской системе ECTS, которая будет принята за основу в разрабатываемых у нас стандартах, каждый студент в течение одного академического года получает возможность внести в свою «копилку» по 60 кредитов.

Для получения квалификации бакалавра ему необходимо в итоге набрать 240 кредитов, а также иметь определенный уровень успеваемости (не ниже среднего). Для получения степени магистра необходимо набрать 120 кредитов, обеспечив при этом определенный среднекачественный показатель успеваемости.

Очевидно, что при такой нормировке на получение степени бакалавра будет отведено четыре года, а магистра — два года. Однако необходимо отметить еще одну важную особенность кредитной системы: в принципе она позволяет иметь переменную продолжительность обучения, скажем, увеличить срок обучения, и вместо 60 кредитов в год получить меньше, набрав необходимый лимит в 240 баллов за 5-6 лет, что даст дополнительные возможности студенту для лучшего планирования своей профессиональной карьеры.

Правда, здесь возникают определенные проблемы, требующие своих решений на правовом уровне. Например, вопрос предоставления отсрочки от службы в армии у ребят: государство дает отсрочку на четыре года, а набирать кредиты студент может, фактически, в течение более длительного времени.

Данный вопрос может быть отрегулирован, скажем, так: студент по окончании четырех лет идет на службу в армию, при этом все имеющиеся кредиты сохраняются за ним, и уже после окончания службы он снова может вернуться на учебу и набрать недостающие кредиты. — По какому принципу будет производиться оплата обучения студентом в разных вузах? — Применение кредитной системы организации учебного процесса ни в коей мере не ведет к необходимости установления единых тарифов на платное обучение.

Тариф обучения в конечном итоге должен определяться особенностями выбранной специальности и конкретными условиями его подготовки. Имея суммарную стоимость полного цикла присвоения квалификации, т. е. стоимость итоговых 240 кредитов, устанавливается цена одного кредита, и тем самым и каждого предлагаемого модуля, после чего студент платит согласно количеству запланированных кредитов (зарегистрированных модулей) на данный семестр. Что же касается вопроса о том, где платить — однозначно там, где и кем эти модули были предоставлены.

Возможны определенные уточнения механизмов, однако основной принцип должен соблюдаться — оплата производится «сдельно», соразмерно набранным кредитам. Анна Зейберт В продолжение темы

Американская вузовская система в Армении неприемлема В Американском университете Армении (АУА) на днях состоялся семинар на тему «Новые достижения сертификации вузов в США». Как отметил руководитель группы экспертов школ и колледжей Западной ассоциации Джеймс Эпплтон, эта система является одним из вариантов улучшения государства.

По его словам, в США сертификация проводится по желанию вуза. На данный момент американская организация WASC занимается региональной сертификацией АУА, так как последний находится в хороших договорных связях с Калифорнийским университетом, сертификацию которого также проводил WASC. Д. Эпплтон рассказал присутствующим об американской системе сертификации. По его словам, в США для получения дипломов высшего образования необходимо не только сдать экзамен, но и набрать определенное количество кредитов.

Самой углубленной частью образования в Соединенных Штатах Америки является бакалавратура. Одна треть ее посвящена предметам по выбору. Программы же магистерского уровня направлены на специализированное образование, но включают также практическую работу, отметил Д. Эпплтон. Д. Эпплтон подчеркнул, что в АУА сейчас преподаватели могут обучать, исходя из своих собственных исследований и по своим правилам. Такая система образования позволяет организовывать обмен студентов между вузами.

Помогает работе программы комиссия, которая состоит из 21 человека. Это ректора, преподаватели и три члена общественности. «Один раз в 7-10 лет мы пересматриваем систему вуза, который получил сертификацию, и если определенные правила нарушены, то WASC дает 2-3 года времени для исправления ошибок», — сказал Д. Эпплтон. Он отметил, что Американский университет Армении находится на третьем этапе программы, и если будут положительные результаты, вуз через год получит сертификат.

Однако, как пояснил ректор Государственного архитектурного университета Армении Арест Бегларян, данную американскую систему внедрить в образовательную систему Армении на данном этапе пока невозможно, так как они не соответствуют друг другу, и, кроме того, Армения должна улучшить образовательную систему по Болонскому соглашению.