Кассовые и товарные чеки

0
13

Кассовые и товарные чеки

Чеки бывают разные: ордерные и банковские; именные и акцептованные; лимитированные, предъявительские и «резиновые», чеки-расписки и чеки фиктивные; на крупные суммы и на копеечные. Нас интересуют кассовые и товарные чеки. Мы держим их в руках ежедневно, но в лучшем случае обращаем внимание только на указанную там сумму. Между тем, если бы вам вдруг пришло в голову с пристрастием изучить обычный кассовый чек, вы, вероятно, немало удивились бы.

Разве не удивительно, например, что в некоторых чеках указано: «цена включает НДС и налог с продаж», в других выделен только НДС или только НП, а в остальных не указано ни того ни другого. Это тем более странно, если вспомнить, что в Налоговом кодексе к плательщикам НДС отнесены только юридические лица.

Следовательно, физические лица — то есть мы, покупатели, — вообще не должны его платить?»Глупый вопрос, — сердито заявляет начальник департамента косвенных налогов Министерства налогов и сборов Ольга Сердюк. — НДС и НП включены в цену всегда. Такова общемировая практика: все налоги в конечном счете всегда платят граждане».По мнению начальника отдела департамента косвенных налогов Министерства налогов и сборов Елены Алабиной, проблемы нет, весь вопрос только в терминологии.

«Физические лица действительно не являются плательщиками НДС, — говорит Елена Алабина. — Плательщик налога — это тот, кто отчисляет его непосредственно в бюджет, а физическое лицо не уплачивает в бюджет, оно просто приобретает товар с налогом. А плательщик у нас тот, кто платит в бюджет, то есть организация».Тогда зачем специально упоминать НДС, заинтересовались мы.

Представьте, если на товарном ярлыке делового костюма покупатель увидит очень привлекательную цену, а дальше прочтет: «не включая обработку сырья, транспортировку, амортизацию, отчисления в фонд заработной платы, расходы на рекламу» и т.д. и т.п. Тем более что в связи с выделением в прейскурантах НДС и НП возникает множество недоразумений.

Потребителю зачастую кажется, что фраза «без НДС и НП» либо «не включая НДС и НП» как раз и сулит ему освобождение от уплаты налогов.Как объясняют работники торговли, магазины выделяют НДС в товарном чеке для себя — только чтобы определить свою налогооблагаемую базу. Для них чек — внутренний финансовый документ. Кроме того, как пояснил нам главный бухгалтер одного из торговых предприятий, в некоторых магазинах просто пользуются старой бухгалтерской программой, где такое выделение НДС еще сохранилось.

Но есть и другая причина. Согласитесь: экономика вовсе не отменяет психологических законов. Разбив цену на части, можно создать у покупателя впечатление о более низкой стоимости товара. Этим и пользуются, например, многие операторы мобильной связи.Марина Белашева, пресс-секретарь ЗАО «Соник Дуо», оператора сотовой сети «Мегафон» в Московском регионе, объясняет принципы построения рекламной кампании «Мегафона» без лишних затей: «Так просто исторически сложилось. Мы пошли по тому же пути, по какому идут существующие операторы. Наши соседи по рынку называют действующие цены, не учитывая НДС и НП.

Это общая рекламная практика, и мы ее поддержали».»Цена без НДС и НП указывается сознательно, — пояснила специалист отдела абонентского обслуживания «Би Лайн» Наталья Булавина. — Мы не можем сразу написать общую цену, потому что в зависимости от того, с кем заключен договор, она будет разной.

Если оплата поступает в безналичной форме, от юридического лица, то НП не начисляется, а если наличными, то в следующем месяце будет выставлен налог с продаж и включен в следующий счет. Получаются два разных прайс-листа — для организаций и для физических лиц».Напрашивается вывод, что реклама, раскрывающая бухгалтерские тонкости формирования цены товара или услуги, рассчитана только на грамотных потребителей.

Елена Алабина из Министерства налогов и сборов убеждена: «Как раз грамотный потребитель, прежде чем пойти заключить договор или приобрести эту услугу, предварительно позвонит, чтобы все уточнить».»Представление о том, что потребитель должен все узнать и подсчитать заранее — это абсурд и не соответствует тенденции упрощения информации в развитых странах, — считает вице-президент КонфОП Дмитрий Янин.

— Так, например, в развитых странах при продаже коньяка или виски помимо цены за бутылку необходимо указать цену за литр. Что же касается операторов сотовой связи, разделяющих своих клиентов на физлица и юрлица, то подавляющее число потребителей их услуг — физические лица, а не юридические. Кроме того, бухгалтеру фирмы все-таки проще отнять от цены налог, чем покупателю».

Позволить себе быть неграмотным можно, похоже, только живя на Западе или имея дело с западными компаниями. Во всяком случае на том же самом российском рынке уважающая себя зарубежная фирма ставит в прайс-листе одну общую цену, не занимаясь ее разбивкой на налоги, акцизы и т.д.

Интересно, скоро ли мы станем свидетелями судебного разбирательства по делу о требовании потребителя — частного лица предоставить ему услугу или продать товар по цене «без учета НДС»? Пока же если в рекламе самым слепым шрифтом, да еще на обочине рекламного текста, указано, что «цена не включает НДС и налог с продаж», то нарушения прав потребителя с юридической точки зрения здесь нет.

Дмитрий Янин по этому поводу замечает: «В некоторых западных странах для подобной информации есть узаконенный стандарт шрифта, величины букв, цветовой гаммы — у нас все это не имеет значения. Указание цены без учета этих налогов, конечно, вводит потребителя в заблуждение, но наш закон это позволяет».»Цену без учета НДС часто выставляют в рекламных объявлениях.

Возникает ощущение, что продавец намекает: если вы заплатите «черным налом» то сможете обойтись без налогов», — убеждена Анна Мазурова, финансовый директор консалтинговой фирмы «Инсайдерс».»Вычитание из цены НДС и НП считаю некорректным рекламным шагом, — говорит Валерий Семин, начальник юридического отдела Очаковского молочного завода. — Потребитель соглашается на одну цену, и вдруг при непосредственном расчете выясняется, что надо к десяти прибавить еще два, а потом еще ноль пять десятых.»

На вопросы «ДХ» отвечает заместитель руководителя территориального управления по Москве и Московской области Министерства по антимонопольной политике России Ольга Одинцова.- Если реклама вводит в заблуждение потребителя, можно ли назвать ее недостоверной?- К рекламным объявлениям с неучтенным в цене НДС применима статья 7 закона о рекламе. Например, МТС мы давали предписание рядом со стоимостью минуты разговора добавить фразу «без учета НДС» или указать окончательную цену с НДС.Нередко слова об НДС обычно печатают крохотными буковками, которые без лупы и не разглядишь.

Здесь применима статья 5 закона о рекламе, где сказано, что текст должен быть распознаваем без специальных знаний и без применения технических средств.- А если я, как потребитель, считаю, что буквы мелкие, а у фирмы на этот счет другое мнение?- В законе нет требований к размеру шрифта.

Но нам известны случаи, когда после нашего предписания решение суда обязывало рекламодателя сделать важную для потребителя информацию, например номер лицензии, более читаемой и разборчивой.- А в отношении слов об НДС статья 5 когда-либо применялась?- Нет, не применялась.Налоговый кодекс, часть II

Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья 143. Налогоплательщики Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 №166-ФЗ) организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.